Александр Сериденко, продюсер

биография >>

Идею нашей картины придумали не мы, не режиссер Юрий Кара, а сами космонавты. Они на 99-тилетие Сергея Павловича Королева собрались, как обычно, узким кругом и между собой решили, что хорошо бы к 100-летию Генерального выпустить фильм. Не документальный - игровой, где рассказывалось бы о том, как будущий конструктор советских ракет буквально выстрадал свою мечту о космосе. Речь шла о проведенных Королевым в сталинском лагере шести годах жизни, про которые сам Сергей Павлович упоминал лишь мельком, говоря: «Это пятно меня тяготит».

Выбирая режиссера, остановились на Юрии Каре. Космонавты знали его лично, поскольку Кара в свое время готовился к реализации большого проекта на космической станции «Мир» с участием актера Стеклова, и не просто погружен в тему, а по-прежнему мечтает снять картину о космосе. Предложил кандидатуру Кары Алексей Леонов, он же позвонил режиссеру и пригласил его работать над картиной. Кара встретился с родными Королева, со многими космонавтами, получил на руки материал и буквально за три месяца написал сценарий под рабочим названием «Королев».

Космонавтам сценарий понравился, они его утвердили и сразу же вошли в проект: РКК «Энергия» во главе с Генеральным конструктором Николаем Севастьяновым выделила деньги на подготовительный период. И далее «Энергия» сопровождала нас на всех стадиях, оказывая технические консультации, специально конструируя и запуская в интересах картины макеты ракет на Байконуре и в подмосковном Алабине.

Остальные инвестиции в картину сделал частный предприниматель Сергей Бакланов. Именно этот человек оказался к нам ближе всех по мировоззрению, отношению к отечественной истории, к судьбе Сергея Королева, а также по человеческим, личностным качествам, хотя мы рассматривали и другие предложения о финансовых вложениях в данный проект.

Общая сумма инвестиций в картину составила около 4 млн. долларов США.

Юрий Викторович Кара – прежде всего, режиссер интуиции. А интуиция автоматически подразумевает органику, то есть безукоризненное пребывание в предполагаемых обстоятельствах. И в этом смысле очень точен, как мне кажется, и подбор, и настрой актерского состава на нашу картину.

Сергей Астахов органично, всего себя целиком отдавал работе над ролью Сергея Королев, не экономя сил, не оставляя воздуха для передышки. Астахов точно понимал, какая на него легла большая ответственность – играть данную личность в предложенных условиях, и в результате сумел не вызвать жалости к Королеву (такой соблазн всегда существует в подобных драматических историях), а сохранил образ цельным, настоящим, прежде всего, мужественным. Но и показал, что за сильным мужчиной прячется маленький-маленький ребенок, со своими капризами, со своими мечтами, со своей романтикой, абсолютно беззащитный перед системой.

Роман Индык – мы в свое время учились вместе во ВГИКе, он на курс помладше меня. Я давно хорошо знаю Романа и как актера и как человека, – это очень хороший и своеобразный актер. Он словно не от мира сего, и ему в современном кино, наверно, чуть-чуть тяжелее остальных в силу специфики характера и той психотехники, которая присуща его актерской природе. Однако именно поэтому образ Цандера в его трактовке, те изумруды внутри этого актера, которые он использовал в работе над данной ролью, мне будут абсолютно интересны.

Наталья Фатеева – она близка к тому времени, к тому пространству, к тому горю, которое пережила вся страна во времена Сталина. Я просто присутствовал, так получилось, на разговорах актрисы с режиссером, и их диалоги, процесс работы над ролью, меня, конечно, не оставили равнодушным, потому что они разговаривали на одном языке. А далеко не каждый актер способен считать тот подтекст сценария, роли, заложенный режиссером, который является еще и автором сценария. Здесь же, мне кажется, Наталья Николаевна точно попала в подтекст. Мало того, в работу над ролью она привнесла очень многие точные элементы, которые Кара принял сразу же и безоговорочно.

А маленькая роль Циолковского в исполнении Сергея Юрского!.. Мне, опять же, повезло: я застал в Калуге обсуждение плана работы над эпизодом встречи Циолковского и Королева. Юрский точно разобрал всю свою сцену, определил, какие элементы должны придать большую выразительность личности Циолковского и четко вписался в пространство и время, заданные историей. То есть в нем можно действительно угадать живого Циолковского. Настолько настоящего, будто тот только что вышел из своего домика в Калуге.

Помимо профессиональных артистов и специалистов к работе над фильмом были приглашены студенты второго курса ВГИКА, ученики мастерской Юрия Кары. Как известно, Кара – один из последних учеников Сергея Аполинариевича Герасимова, чей столетний юбилей, кстати, также не за горами. Как и его учитель, Кара считает необходимым приучать будущих режиссеров и актеров к ремеслу со студенческой скамьи. И практически половину нашей съемочной группы составили студенты, которые пришли не просто «рядом постоять», а на ключевые должности, от которых в производственном процессе зависит все.

В современной истории ВГИКА это первый подобный проект. Считаю, ребятам безумно повезло, что профессия для них началась с полного метра и с такой значимой по теме картины. Сейчас, через полгода, я вижу, что они не просто возмужали, а стали общаться уже на языке кино, к пониманию которого студенты обычно приходят где-то к четвертому-пятому курсу, через опыт дипломных работ.

Премьера нашей картины назначена на 12 января, то есть на сотый день рождения Сергея Королева. Место премьеры – Кремлевский дворец съездов, куда мы надеемся пригласить Президентов России и Украины – стран, чтящих Королева как своего национального героя.

Поскольку Сергей Павлович родом из Житомира и учился в Киевском политехе, то на Украине нашим проектом заинтересовались киностудия Довженко и «Партия регионов». Они, в частности, тоже хотят организовать премьеру картины после 12 января у себя в Киеве.

Весь следующий год – знаковый для космоса, он практически весь состоит из космических юбилеев: 150 лет Циолковскому, 50-летие запуска первого спутника, юбилей Королева, юбилей Центрального музея космонавтики. Мы обратились в Госдуму с предложением объявить 2007 год Годом космонавтики. Думцы считают, что есть смысл обозначить конкретное событие, и предлагают назвать его Годом Королева. Предполагается, что они примут свое решение сразу же по окончании летних каникул, то есть в сентябре.

Наверно, мы будем также инициировать идею об объявлении Года Королева и на Украине, с тем чтобы организовать некие программы научного и культурного обмена между нашими странами. Надеемся, что, осознав общность такой даты, сегодняшние наши политики и культурные деятели смогут вести между Украиной и Россией очень плодотворный диалог.

Создавая фильм о Королеве, мы очень рассчитываем вновь поднять тему космонавтики на достойный уровень и делаем ставку на привлечение интереса, прежде всего, среди молодежи. Для этого, в частности, мы готовим серьезную акцию по возрождению Центрального музея космонавтики в городе Калуге, который, по словам его директора, еще в конце 80-х годов встречал у своих дверей многокилометровые очереди, а сейчас пребывает буквально в общем забвении.

Сегодня музей в своих стенах планирует создать учебный Центр по подготовке космонавтов, подобный тому, что существовал раньше на Байконуре, и сделать его доступным для всех желающих, прежде всего, для молодежи. Для будущего Центра уже разрабатывается программа компьютерной игры, которая имитирует ощущения космонавтов при запуске, моменты взлета и посадки, пребывания на орбите и на чужой планете. Мы хотим поддержать эту идею возрождения и намерены делать отчисления в новый молодежный учебный Центр с каждого проданного билета на нашу картину.

Делая ставку на молодежь, мы рассчитываем максимально вовлечь всю молодежную культуру – от музыки до больших пространств современных дискотек, которые, как нам кажется, имеют некое космическое звучание и в каком-то смысле приближены к теории космоса. Этой же цели будет подчинена и рекламная кампания фильма о Королеве. К разработке конкретной программы привлечено несколько рекламных и дизайнерских компаний.

Мы хотим донести до молодежи мысль, что Королев, когда мечтал о космосе, ракетах и полетах на Марс, вовсе не был абсолютно взрослым мужчиной, ученым в галстуке, лет эдак сорока, который сидит и пишет мало кому из простых смертных доступные формулы.

Наоборот, он был молодой, двадцати с небольшим лет, романтик и мечтатель. Чьи фантазии, кстати, воплотились сегодня во всех фэнтези, которые только есть в кино. Пусть и, в основном, в американском кинематографе.

И никто не давал команду, чтобы нынешней молодежи не быть такими же романтиками и мечтателями. Это же природное свойство человека – мечтать. Которое сегодня у молодежи, увы, пытаются практически отобрать, очень быстро вовлекая ее во взрослую жизнь и быт. Из-за этого мы теряем качественное развитие наших детей как личностей.

А только личность в состоянии мужественно вынести ради светлой мечты то, что довелось пережить Сергею Королеву, в свои двадцать семь-тридцать лет попавшему в такие житейские жернова, что, казалось, должны были его перемолоть раз и навсегда. Он несколько раз мог погибнуть, но его мечта, желание достичь ее, в общем-то, и сохранили ему жизнь, став чудом, судьбой, предназначением.

Для меня этот проект тем и ценен, и именно поэтому я и согласился быть продюсером данного проекта, что это пропаганда высокой идеи – да, я не боюсь этого слова, – и вовлечение молодежи в отечественную историю. И если нам удастся даже только двух-трех ребят подтолкнуть к этому, я буду считать, что задача проекта выполнена.

биография >>

Экипаж проекта / Экипаж картины

Картаznn ini y3 tb2 sa48 obschestvo deyatelnost obsch deyat bog4 bog11 Карта